Часть первая

"ПРОДВИЖЕНИЕ ИНИЦИАТИВ В ОТ"

Автор: Ольга Чуршукова,
Клуб экспертов безопасного
поведения на производстве
Эволюция дала человечеству лучшие характеристики тела и разума, отсеяв несущественное или не эффективное. Этот процесс занял миллионы лет. Но специалисты охраны труда хотят пользоваться самыми продвинутыми методами и инструментами уже сегодня, и они не готовы ждать так долго. Как же этого добиться?
Пожалуй, каждый сотрудник ОТ хоть раз в жизни сталкивался с необходимостью обратиться к руководству с предложением внести изменения в устоявшийся порядок. Причины были разные: от изменения законодательства до пересмотра стратегии. И ответы варьировались от заинтересованности до категоричного отказа.

На совещаниях в западных странах вопрос ОТ на повестке дня стоит первым. В России поступают с точностью до наоборот. Там, где приказ должен прилетать сверху, специалисты ОТ вынуждены поднимать вопросы и вести переговоры снизу.
Продвижение инициативы
Иногда специалистам ОТ везет, и на предприятии может существовать целый регламент по работе с инициативами. К сожалению, это бывает редко, а потому приходится искать обходные пути.

Мы рассмотрим 3 варианта поведения, которые хорошо себя зарекомендовали. Своим опытом с вами делятся: Александр Агафонов – менеджер по охране труда ООО «Хенкель Рус», Инесса Максимова - начальник отдела охраны труда и экологического сопровождения ООО «Консалт-Технология», Ольга Столерова - руководитель ОТ и ПБ ООО «Пит-Продукт».
Подход первый
«Один в поле воин»

Самым важным в продвижении инициативы является подготовка. То, на сколько вы готовы защитить своё предложение, очень ощутимо повлияет на последующее принятие решения.

Необходимость внедрения изменений: используйте показатели - статистика, оценка рисков, показатели производственного травматизма, количество пострадавших и т.д. Добавьте к этому причины и последствия. Одним словом, покажите, что устоявшаяся модель поведения отжила свое.

Расходы на внедрение:
  • прямые затраты на внедрение изменений,
  • возможные штрафы,
  • временны́е затраты,
  • прочие расходы, которые сопутствуют предлагаемому изменению.
Выгоды от внедрения изменений:

экономия денежных средств. Посчитайте в какую сумму вам обойдутся штрафы, издержки, выплаты и прочие расходы при сохранении уровня травматизма (и не забывайте, что эти расходы будут год от года повторяться, а то и увеличиваться за счет роста цен и инфляции). Сравните полученную сумму с суммой расходов на внедрение. Возможно, вы даже увидите, что идея окупается значительно быстрее, чем кажется на первый взгляд;

улучшение показателей. Если вы не располагаете открытой статистикой, то всегда можно обратиться к коллегам из «Клуба экспертов безопасного поведения на производстве». Спросите об их опыте внедрения. Не забывайте, что улучшение показателей – это возможность для руководства «блеснуть» в годовом отчете или подчеркнуть свою эффективность в глазах собственника. Подайте руководству такую идею. А еще это конкурентное преимущество, если другие компании в отрасли сделали ОТ частью своего бренда;

прочие улучшения. К ним могут относиться: сокращение и упрощение процедуры передачи информации от смены к смене (больше времени на работу, меньше ошибок), упорядочивание деятельности (экономия времени), улучшение качества контроля (например, исключение возможности выйти в рейс без прохождения медосмотра и как следствие меньше ДТП и штрафов), предупреждение несчастных случаев и многое другое. Найти положительные моменты можно во всем. Главное – задаться такой целью.

Вспомните, какое возражение со стороны руководства вы получали чаще всего? Пожалуй, рейтинг всегда возглавляет «нет денег», на втором месте «нет времени». Обратите на них особое внимание. Вы имеете дело с человеком бизнеса. Всё, что касается дела, он меряет понятием эффективности. Это относится и к предприятию, и к нему лично. Он не вкладывает ресурсы туда, где не получит доход, а понятие «время – деньги» вообще не нуждается в комментариях. Выделите выгоды, резюмируйте, чтобы заинтересовать с первых строк. Продайте свою идею.

Не думайте, что вещи, которые на ваш взгляд очевидны, так же очевидны для руководителя, который пять минут назад думал о чем-то своём. Это может стать ловушкой!

Руководящие должности не всегда занимают бывшие производственники. Иногда это юристы, экономисты или специалисты отдела продаж, одним словом – кабинетные сотрудники. Насколько глубоко они понимают нужды охраны труда? Весьма посредственно. Когда вы говорите о необходимости внедрения новшеств, то не зная заранее, что перед вами технарь со стажем, лучше применить тактику «о сложном простыми словами».
Подход второй
«Право выбора»

Фактически этот способ повторяет мысль первого подхода, но с одним дополнением. Нужно дать руководству возможность альтернатив. Предложите не один вариант решения вопроса, а три. Это ваша же идея, но с некоторыми изменениями. Любую проблему можно решить несколькими способами. Ваша задача – показать их, и дать количественную и качественную характеристику.

По сути, это психологический инструмент. Если в первом подходе вы, показывая свой проект, фактически задаете вопрос «да или нет?», то во втором - вопрос звучит иначе: какой вариант выберем – этот или этот, а может быть вот этот? Слово «нет» в нем не предполагается.
Руководство не любит давление, но вы всегда можете ненавязчиво высказать экспертное мнение.

Если говорить о представлении информации, то лучше сделать сравнительную таблицу ключевых показателей. Так сравнивать значительно проще и быстрее, чем листать длинный перечень расчетов. Время – деньги.

Первый и второй подходы отличает то, что решение скорее всего будет единоличным. Но и это не всегда значит, что надо идти в лоб. Поищите единомышленников. Например, ваш непосредственный руководитель может больше знать о том, какие детали проекта интересуют вышестоящее руководство в первую очередь. А если повезет, то может оказаться, что полномочия для принятия решения делегированы более лояльному к нуждам ОТ руководителю среднего звена.
Подход третий
«Общее дело»

Инициативы в области ОТ как правило затрагивают множество подразделений. Это и непосредственно отдел ОТ, и производство, и технические службы, и экономический отдел. Иногда могут добавиться отдел кадров и юристы. Каждый случай уникален, но крайне редко он затрагивает узкий круг лиц. А потому самым лучшим вариантом является комплексный подход через создание комиссии.

Думаю, уже на этапе первого подхода многие задумались, где они возьмут столько информации. И они правы. Лучше всего, чтобы каждая служба высказала своё профессиональное суждение. Специалист ОТ не может знать абсолютно всех нюансов.

Данный поход исключает риск недостаточности или неубедительности доказательной базы. В некоторых компаниях такой порядок рассмотрения инициативы заложен регламентом. Это существенно облегчает задачу. Но даже если у вас не так, то вы всегда можете переговорить со службами в частном порядке. Объясните необходимость изменений с вашей стороны, а взамен получите ценный взгляд с другой.
Взгляд на ОТ
в российских
и западных
компаниях
По мнению специалистов, которые делились своим опытом для этой статьи, взгляды человека, который имеет опыт работы в компании с иностранным капиталом, существенно меняются. Уходит потребность спорить и качать права. Сначала влияет желание задержаться в компании, позднее приходит осознание полезности соблюдения правил. Это утверждение верно и для сотрудников, и для руководителей.

Так почему же наши компании так упорно продолжают держаться за старое? Первый ответ, который приходит в голову – бюджет. Это то самое «нет денег», которое слышал каждый из нас. Но так ли это?
Я задавала представителям разных иностранных компаний один и тот же вопрос: оказывается ли им финансовая поддержка для развития направления охраны труда сверх обязательных мероприятий? И ответ всегда был один - «нет». Сверху спускается стратегия и инициативы, но не деньги. Иногда она подкрепляется инструментами и обменом опытом. Но что компания заработала, то она на охрану труда и потратила. Возможности российской компании и иностранной в отношении ОТ равны. Вывод: единственным отличием становится наличие/отсутствие заданного вектора развития. То есть, когда руководитель российской компании говорит, что денег нет, то это не более чем человеческий фактор. У иностранной компании свободных денег тоже нет. Просто отмахнуться не может, да и привыкли. Как писал Булгаков: "Разруха не в клозетах, а головах".



Вопрос развития сферы охраны труда в России очень во многом зависит от продвижения инициатив. Чудес не бывает, и положительные тенденции не появляются из ничего. Вместе специалисты ОТ могут через обмен опытом значительно облегчить себе жизнь. Там, где один сталкивается с проблемой впервые, там же другой имеет 10-летний успешный опыт. Присоединяйтесь к телеграм чату Клуба @safeologyconf и делитесь своим опытом, задавайте вопросы. Поддерживайте друг друга!

Продолжение статьи читайте тут

Если у вас есть вопросы или предложения по статье, то вы можете написать на почту team@safeology-club.ru