В 2019 году АО «НК «КТЖ» разработало ряд масштабных мероприятий, которые с ноября 2019 года начало планомерно внедрять в жизнь. Они охватывают все возможные аспекты безопасности.
Еще на ранних этапах построения действенной системы безопасности организация решила, что в первую очередь для привлечения внимания к свершившимся рискам нужно использовать все методы, например, бюллетени и молнии. То есть после каждого значительного происшествия компания незамедлительно - в течение 3 дней – транслирует молнии по происшествиям по всей организации. Это делается для того, чтобы каждый из 125 тысяч человек видел, что факт свершился - риск реализовался, и каждый сотрудник задумался о том, что непосредственно он делает неправильно, может ли он предотвратить повторение аналогичного случая. В рассылаемой информации указано происшествие с кратким описанием обстоятельств, а также мероприятия, которые должны быть проведены на всех площадках.
В 2019 году был разработан учебный курс «Поведенческий диалог безопасности» (ПДБ). Курс адаптирован под все категории сотрудников всех уровней. И первым его в составе 18 человек прошло высшее руководство компании. Затем настала очередь 295 внутренних тренеров и лидеров изменений освоить учебный курс ПДБ для получения права проводить курсы на линии. Это количество тренеров в свою очередь должно обеспечить обучение 89 742 сотрудников в течение 2020 года. Цель курса - научить навыкам и компетенциям в области безопасного производства. Компания считает, что рабочие не должны действовать бездумно, важно понимать цели, уметь оценивать ситуацию и последствия своего действия или бездействия, знать, что они могут сделать для предотвращения, а главное, что помимо обязанностей они еще имеют и права. Цель по истине амбициозная, и она уже активно воплощается.
COVID-19 не обошел и Казахстан. Также, как и в России, в марте 2020 года там был объявлен карантин. В этот период очень многие компании были вынуждены полностью изменить свои подходы в работе и обучении. Чтобы обезопасить своих сотрудников АО «НК «КТЖ» в этом же месяце перешел на дистанционные форматы обучения. Во-первых, компания не была готова отказаться от своих планов, а, во-вторых, еще тогда, в марте, весь мир понимал, что через несколько месяцев будет вторая, а может быть и третья волна заболеваемости, а, значит, короткая пауза в реализации проекта не поможет. Работа в сфере безопасности не может вестись только тогда, когда этому способствуют благоприятные факторы.
Испробовав системы дистанционного обучения в действии, компания намерена полностью остаться в ней и в дальнейшем. Опыт ведущих компаний мира давно показал эффективность этого подхода, так почему бы не перенять лучшее?
Здесь надо отметить, что уже существует мнение о том, что человечество вступает в Эру глобальных факторов. COVID-19 – лишь первая ласточка, которая обозначила необходимость изменения взглядов и подходов. Компании, которые думают, что достаточно затянуть пояса примерно на год, а потом смогут продолжать делать то, что делали раньше и так, как это было раньше, могут столкнуться с серьезными проблемами. Как раньше скорее всего уже не будет.
В декабре 2019 года в АО «НК «КТЖ» еще не знали о грядущих событиях, а просто старались идти в ногу со временем. А, значит, настал момент для перехода к цифровизации. Общество подписало контракт на разработку IT-приложения, которое получило название «ИСПБ» (Интегрированная система производственной безопасности). В работе она стартовала в марте 2020 года. «Интегрированная система производственной безопасности» удостоена звания Лучший проект по цифровизации среди портфельных компаний и заняла 2 место на международном уровне в конкурсе Международного союза железных дорог (МСЖД) «UIC DIGITAL AWARDS 2020» по номинации «Безопасность».
АО «НК «КТЖ» к воплощению этой идеи подошел глобально. Задача, поставленная руководством – регистрация в системе всех сотрудников, все 125 000 человек.
Каждый работник может скачать мобильное приложение и пройти регистрацию. Руководители несут персональную ответственность за отсутствие регистрации подчиненных сотрудников.
Одновременно с регистрацией все проходят обучение по использованию приложения: как регистрировать опасные действия и условия, останов работы и прочее. Исходя из получаемых данных, можно делать выводы о наиболее опасных видах работ и наиболее ответственных подразделениях.
В условиях пандемии этот проект стал ключевым в производственной безопасности и показал высокий уровень готовности к изменениям и адаптации к нынешним условиям. Благодаря внедрению этой системы каждый работник может сообщать о ситуациях, которые могут сказаться на здоровье или нормальной работе. Это сплочает людей, а значит помогает сделать еще один шаг к нулевому травматизму.
В ИСПБ учтена возможность анонимных сообщений. И поскольку скептики скажут, что в центральном офисе все имена видны, то сразу ответим: нет, даже контролеры видят только локацию, из которой пришло анонимное сообщение. Здесь уж ничего не поделаешь, надо же понимать, где требуется устранение проблемы.
Система многофункциональна. Помимо учета опасностей, в ней можно найти более 50 «минуток» безопасности, которые можно использовать перед проведением работ с высокой степенью риска, перед любой встречей и/или беседами с работниками. С апреля добавились аварийные карточки. Они содержат основные свойства опасных веществ и виды опасностей, а также указания по применению СИЗ и меры первой помощи.
Несколько позже был введен модуль Внутренний контроль. Цифровизация процесса «Внутренний контроль» вышла на новый уровень. Выгоды от проекта неоспоримы. Среди них - исключение ручного ввода, управление бумажными записями и фото (документальными свидетельствами), значительное снижение трудозатрат на поиск и передачу информации (в считанные минуты вместо недели), повышение качества исходных данных о нарушениях, устранение риска потери физических записей, исключение двойного ввода данных (на бумажных носителях и электронных), контроль за устранением выявленных нарушений в ходе проверок, инспекций, аудитов. Кроме того, такая система обеспечивает более качественное выявление рисков и опасностей, расширение периметра охвата несоответствий.
Еще один модуль - «Экологическая безопасность». И здесь речь идет не о поверхностном подходе для быстрого ознакомления сотрудников. Только один Экологический модуль включает более 600 методик и расчетов. В разработке находятся модули «Управление происшествиями», «Управление ЧС» и «Аттестация производственных объектов». В системе уже реализован автоматический расчет КПД LTIFR.
В приложении уже зарегистрировано более 19 000 ПДБ (предотвращенные потенциальные происшествия). В дополнении к ранее данным обещаниям не наказывать за выявление нарушений, компания добавила и поощрительную часть. Сотрудники получают денежное вознаграждение. Их отбор проводится по принципу качественности диалога. Безопасность не приемлет формального подхода. Система денежной мотивации действует на ежемесячной основе.