Коммуникации в ОТ

По материалам встречи
«Коммуникация в ОТ: говорить,
чтобы нас слышали».
Спикер: Иван Филатов


Спикер:
Иван Филатов
Руководитель проекта (по взаимодействию с образовательными учреждениями) АО "Сибирский химический комбинат".
Тема выступления: Вовлечение молодых сотрудников в культуру безопасного поведения. Обсуждение НС на предприятии.
«Работать с безопасностью на всех уровнях» – именно такой девиз у компаний нового поколения.
Не только на производстве, но и в быту. Подключать семьи, воспитывать новое поколение, «заточенное» на безопасное поведение всегда и везде.
Опытом именно такой работы делился Иван Филатов.

АО «Сибирский химический комбинат» входит в структуру компании «Росатом».
В АО «СХК» успешно функционируют несколько проектов, направленных на развитие культуру безопасности и обучение сотрудников. Один из них - проект по взаимодействию с образовательными учреждениями.
Работа начинается со школ. Компания взяла шефство над школами города, за каждым руководителем закреплена своя школа.
Основная цель проекта – познакомить учащихся с атомной промышленностью и развивать их знания в части безопасности. Обычно работа ведется с детьми старшего школьного возраста, 8-11 класс.

Проводятся уроки по культуре безопасного поведения: детям рассказывают про правила безопасного поведения в быту (школа, улица,дом), и про то, что очень важно внимание и личная ответственность каждого. Всё рассматривается на понятных и близких школьникам темах – например, электросамокаты.Также учащихся знакомят с тем, как грамотно использовать СИЗ, как оказывать первую помощь.
Обязательный момент работы со школьникам: это не должна быть сухая лекция. Викторины, игры, видеоролики (до 1, 5 минут), активное общение на их уровне.
Примеры игр, которые вызывают живой отклик:
  • учащимся выдается макет строительной площадки, где очень много нарушений. Одна группа ищет все нарушения, связанные с высотой, другая – с электрикой и т.д.
  • «Глухой телефон»: демонстрация того, как важно правильно доносить информацию. Тренер говорит первому ученику длинное сообщение, тот передает его дальше. В конце участники приходят к выводу: надо четко и точно доносить информацию до коллег.
Кроме работы непосредственно в школьных классах, у АО «СХК» есть учебно-тренировочный центр с комнатами по электробезопасности, охране труда, радиационной безопасности и т.д.
Здесь проходят практические занятия, где ребятам показывают, как работают различные приборы, они отрабатывают навыки первой помощи и т.д.
Ребята, которых заинтересовали представители компании, выбирают профильные ВУЗы.
Эти учащиеся уже подготовлены по безопасности в части бытового травматизма, они знают, что такое атомная промышленность.
В профильных ВУЗах работа со студентами выходит на следующий уровень: АО «СХК» проводит тех туры на предприятия: учащиеся могут увидеть, как работники применяют СИЗ, им объясняют, зачем применяется то или иное средство. Важно доносить именно детали: не просто «так положено», а от чего уберегает, и как именно (например, респиратор: как альфа-частица может попасть внутрь организма, и как она влияет на организм). Также студенты наблюдают за работой с инструментом и оборудованием.
Примерно с третьего курса у студентов появляется наставник.
Таким образом подготавливаются сильные молодые специалисты, которые приходят в компанию уже со знаниями и пониманием того, что такое безопасность. Они умеют применять СИЗ, знают, как работает оборудование. Некоторые из них в дальнейшем становятся внутренними тренерами по культуре безопасного поведения и преподают на предприятии.

Результат всех этих мероприятий, начатых еще в школе – сотрудники, для которых безопасность – приоритет, а безопасное поведение – это норма и привычка.
Но, увы, как бы качественно ни были подготовлены сотрудники, несчастные случаи могут происходить. Поэтому запущен еще один проект - работа
с несчастными случаями.
В рамках этого проекта реализуются:
  • Минутка безопасности:
С нее начинается любое мероприятие, и она часть рабочего процесса. Перед тем, как выдать задание, начальник оценивает, правильно ли одет персонал, проводит краткую беседу (напоминает общую информацию о безопасности или рассказывает про конкретный несчастный случай, если он недавно произошел). Несчастные случаи разбираются с акцентом на то, как заденет его сотрудников эта ситуация, и на что обратить внимание, чтобы такое не повторилось.

  • Информирование о несчастных случаях при проведении обучения.
Если произошел несчастный случай, команда «Росатома» снимает мини-фильм (длительность 5-7 минут), в котором показано, как произошел несчастный случай, комментарии реальных участников и их руководителей (где были, что произошло, почему действовали именно так). Этот фильм всегда показывается в конце обучения по безопасности и завершается обсуждением.

  • Информирование о несчастных случаях при проведении массовых
мероприятий в АО «СХК»: руководитель всегда в приветственном слове затрагивает несчастные случаи, если таковые были в последнее время.

  • Информирование о несчастном случае при реализации проекта «Повышение уровня культуры безопасного поведения»:
команда проекта выезжает на заводы, общается с персоналом на темы безопасности, обсуждает несчастные случаи. Таким образом сотрудники ощущают себя значимыми, вовлеченными, понимают, что с их мнением считаются. Работникам очень важно, чтобы им уделили внимание, выслушали и поговорили.
На развитие культуры безопасности далеко не всегда нужно большое финансирование. Быть здоровым, работать и жить в безопасности – по сути, этого хочет каждый человек. Но важно правильно донести до персонала, что СИЗ и установленные правила могут спасти жизнь (и объяснить, как именно это происходит), что его ждут дома, и он важен здоровым.
Присоединяйтесь к бл­огу Safeology,
будем вместе продвигать принципы
безопасного поведения везде и вс­егда!